24 апреля в Москве прошел международный форум инновационных транспортных технологий «Автонет-2024». На мероприятии обсуждались вопросы развития рынка передовых сервисов и услуг на основе интеллектуальных систем, платформ и сетей в логистике людей и вещей, государственная поддержка и инициативы по внедрению инноваций на рынках НТИ «Автонет», цифровая трансформация транспортной инфраструктуры, роли и перспективы искусственного интеллекта и других технологий на автомобильном транспорте, обеспечение технологического суверенитета, транспортные инновационные технологии в городской экосистеме, отечественные ИИ-решения в транспортной сфере, внедрение сквозных технологий на транспорте. Более подробно с программой можно ознакомиться по ссылке: https://leader-id.storage.yandexcloud.net/upload/571621/5d93e30d-24c0-49a1-8fae-5a7b870ff0ea.pdf Пленарная секция была посвящена различным бизнес решениям и цифровой трансформации автомобильной отрасли. Были представлены следующие доклады: «Развитие рынков и технологий Автонет 2.5» от Александра Гурко, «Тенденции цифрового развития транспортной инфраструктуры» от Алексея Волостнова, «Иннополис» – передовой опыт развития инновационного транспорта в России» от Руслана Шагалеева, «Направления инновационного развития АВТОВАЗ» от Александра Виноградова, «Развитие электротранспорта в России» от Анатолия Кияшко. Следующая за пленарной – секция «Инфраструктура для умных дорог и технологии для подключенного и высокоавтоматизированного транспорта». Умный транспорт как часть экосистемы технологий умного города. Создание ИТС городских агломераций. Внедрение технологий подключенных транспортных средств в реальные дорожные сценарии. «Умные» и безопасные дороги будущего в России на основе применения технологии V2X.» (модератор: Ярослав Домарацкий, технический директор, ООО «СРЕДА»). Название или, вернее, аннотация, дает хорошее представление о тематике докладов. Не претендуя на полноту и точность изложения выступления авторов, постараюсь перечислить наиболее интересные тезисы из каждого :)
Основная идея улучшения транспортной обстановке крупных городов в создании умной взаимосвязанной инфраструктуры транспортных средств, городских дорожных систем управления, городских коммуникаций. Автономные беспилотные транспортные средства не уменьшают общее количество автомобилей и не делают их движение более эффективным по сравнению с пилотируемыми обычными. Отсюда важный вывод: автономное беспилотное (или высокоавтоматизированное) транспортное средство – тупиковый путь развития. Только автомобиль как подключенная часть системы открывает максимально широкие возможности повышения безопасности и эффективности транспортной обстановки.
Приведены успешные примеры локальных областей, на которых уже работают беспилотные электрогрузовики: склад – логистический хаб одного большого ретейлера, выделенная зона разгрузки порта и др.
Анализ слабых и сильных мест умной среды: вопросы архитектуры среды, информационной безопасности, роли и места оператора, барьеры на пути внедрения и др.
Доклад об успешном внедрении умной среды в городах России: Санкт-Петербург, трасса Тольятти–Самара. Не являясь специалистом в транспортной инфраструктуре, расширил свою эрудицию :)
Как продолжение предыдущего доклада – про пробную беспилотную 103 км трассу «Умной дороги» Тольятти–Самара.
Серия докладов по исследованию и обеспечению информационной безопасности в умной среде.
Владимир Педанов, генеральный директор, ООО «Технологии Безопасности Транспорта».
Доклад посвящен обеспечению позиционирования, в том числе, высокоавтоматизированных транспортных средств на отдаленных участках трасс, в сложных климатических условиях – для таких зон использование беспилотного транспорта дает преимущество за счет отказа от водителей, и в таких условиях работают заполярные горнодобывающие и перерабатывающие предприятия.
Следом за докладами была проведена экспертная конференция НТИ «Автонет» по вопросам мероприятий технологического суверенитета, посвященная обсуждению проектов национальных стандартов для современных типов высокоавтоматизированных транспортных средств. Члены рабочей группы «Доверенные интегральные схемы» ТК 167 и экспертно-аналитической группы при РГ «ДИС» имели возможность заранее ознакомиться с четырьмя обсуждаемыми проектами стандартов и направили коллегам свои предложения. Вот они: ГОСТ «Колесные транспортные средства. Колесные транспортные средства с высокой степенью автоматизации управления. Система управления функциональной безопасностью. Требования к плану обеспечения функциональной безопасности» ГОСТ «Колесные транспортные средства. Колесные транспортные средства с высокой степенью автоматизации. Система управления информационной безопасностью. Требования к обеспечению информационной безопасности» ГОСТ «Колесные транспортные средства. Колесные транспортные средства с высокой степенью автоматизации управления. Функциональные требования к автоматизированным системам вождения» ГОСТ «Колесные транспортные средства. Колесные транспортные средства с высокой степенью автоматизации управления. Модель взаимодействия между датчиками и блоком объединения данных» Проекты стандартов в разной степени проработанности, на что члены группы дали свои замечания, и являются частью большой работы адаптации и разработки международных стандартов для новых типов высокоавтоматизированных транспортных средств с учетом развитых актуальных требований по качеству и безопасности (функциональной, информационной и технологической) электронных систем, блоков и применяемых электронных компонентов. Работа давно назрела, отлично, что коллеги движутся в этом направлении.
Леонид Н. Кессаринский, к.т.н., руководитель Рабочей группы «Доверенные интегральные схемы» ТК 167, заместитель директора АИЦ ИБСЗИ НИЯУ МИФИ, Каширское ш., 31, Москва, 115409, Россия e-mail: LNKessarinskiy@mephi.ru, https://orcid.org/0000-0001-7756-6166 |