Дмитрий В. Корначев РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ТРАНСПОРТА НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ

Наземная техника, такая как автомобильная, сельскохозяйственная, строительно-дорожная, железнодорожная и иная – это комплекс отраслей, критически важных для работы всех отраслей экономики. При этом роль электронных систем в обеспечении технологического суверенитета непрерывно растет. Без наличия бесперебойных поставок и возможности оперативно перепроектировать собственные электронные системы под новые условия невозможно достижение продовольственной безопасности, стабильности логистических маршрутов всех видов грузов и стабильности цен на внутреннем рынке.

Благодаря совместной работе Минпромторга России, российских автопроизводителей, производителей электронных блоков и микроэлектронных компонентов в направлении глубокой локализации электронных систем для автомобильной техники уже достигнут значительный прогресс. По состоянию на середину 2024 года порядка 80% всех электронных блоков в российских автомобилях заменено на российские.

Важно отметить, что в 2024 году ступила в силу новая система требований к локализации автоэлектроники, утвержденная постановлением правительства российской федерации от 16 марта 2024 г. № 317 (изменения В ПП РФ от 17 июля 2015 г. № 719). Согласно новой модели для признания российской и набора баллов за локализацию уже сейчас все электронные блоки управления должны быть разработаны и произведены в рамках полного цикла в России, должны разработать в России программное обеспечение или иметь на него неотзывную лицензию, а также с 01 января 2026 года содержать российские компоненты. К 01 января 2028 года минимальное количество российской микроэлектроники во всех электронных блоках управления должно составлять не менее ~45%. Ведение таких требований стало возможным в результате длительного анализа возможностей и планов развития российских поставщиков ЭКБ, а также начала реализации ряда новых масштабных проектов с участием частных и государственных инвестиций. Система набора баллов выстроена таким образом, что раз в два года общие требования растут, а перевыполнение планов по локализации вознаграждается большим количеством баллов, необходимых для возврата утилизационного сбора.

Указанная система требований активно совершенствуется и расширяется. В настоящее время сформирован и проходит согласование проект изменений в части требований к электронным датчикам и отдельным телематическим системам, призванный начать масштабную работу по локализации электронных изделий, ранее импортировавшихся из-за рубежа.

В результате наличия сквозной системы мотивации к локализации для всех участников кооперации в автомобильной промышленности в 2021–2023 гг. Наблюдался устойчивый рост объемов поставок российской автоэлектроники на уровне 70% в год. Быстрый рост на уровне 40–50%, по предварительным данным, продолжится и в 2024 г. При этом важно, что налоговые поступления в бюджетную систему растут еще более высокими темпами, что подкреплено ростом доли добавленной стоимости, формируемой в России, ростом количества рабочих мест, зарплат высококвалифицированных разработчиков и инвестициями в развитие производства.

Отдельно стоит упомянуть рост технологической безопасности, напрямую связанный для автомобильной промышленности с наличием национальной инженерной школы и локальных производств. Не смотря на серьезные вызовы 2022 г. Российские поставщики электронных блоков не остановили поставок на автомобильные конвейеры и в кратчайшие сроки перепроектировали под санкционно-стойкую компонентную базу сотни изделий. Сегодня практически все ключевые электронные блоки управления для автопрома производятся в России и развиваются на базе российских технологий. Переход на российскую компонентную базу станет источником роста для отрасли и сформирует значительный дополнительного роста налоговых поступлений. Автопром станет для российской микроэлектронной промышленности одним из первых и крупнейших доступных рынков для сбыта электронных компонентов. На 2023 год объем потребления электронных компонентов в России превысила 35 млрд рублей и будет расти по мере восстановления объемов выпуска автомобильной техники.

Безусловно, не все электронные компоненты могут быть разработаны на необходимом технологическом уровне и освоены в крупной серии в указанные сроки. Ряд сложных активных компонентов появится позднее, однако, благодаря созданной «вытягивающей» системе мотивации созданы условия для экономического обоснования целесообразности их создания.

Положительный опыт автомобильной промышленности позволяет распространить его и на смежные транспортные отрасли, а именно на сельскохозяйственную, строительно-дорожную и железнодорожную технику, а также на быстро развивающиеся электрические средства индивидуальной мобильности. Такая работа уже ведется и проекты изменений должны появиться на общественном обсуждении до конца 2024 года.

Каждый новый рынок, для которого установлены синхронизированные с автомобильной промышленностью требования по локализации, формирует дополнительную критически необходимую серийность на российскую ЭКБ. Мы наблюдаем значительный прогресс в постановке новых НИОКР и расширении производств в части ЭКБ под нужды транспортной промышленности. После многолетнего сложного процесса переговоров и синхронизации коммерческих условий, требований к качеству и сертификации электронных компонентов с принятием новых требований по локализации автоэлектроники процесс контрактации между российскими производителями электронных блоков управления и ЭКБ сдвинулся с мертвой точки. Первые договоры на серийные поставки уже заключены, и динамика по номинированию новых российских поставщиков компонентов набирает обороты.

В связи с тем, что на транспорте действуют повышенные требования к безопасности, связанные с непосредственной угрозой жизни и здоровью граждан, эти требования распространяются и на электронные компоненты. Российским поставщикам ЭКБ предстоит еще долгая работа по внедрению многоуровневой системы качества, но этот процесс уже начат. В рамках диалога с основными российскими поставщиками электронных компонентов выработаны основные подходы к качеству для автомобильной промышленности, которые лягут в основу соответствующих соглашений.

Таким образом, ведется системная работа по развитию как нормативной, так и прикладной базы для облегчения попадания российской ЭКБ на конвейеры производителей электронных систем для транспорта. Отрасль около 20 лет не имела необходимой основы в части гостов, методик испытаний и инструментов финансового стимулирования для решения вопроса перехода на российские компоненты, однако работа последних 4 лет позволяет говорить о реалистичности замены к 2030 году более половины электронных компонентов в электронике для транспорта, а следовательно об обеспечении технологической безопасности для критически значимых для российской экономики отраслей.

 

Дмитрий В. Корначев,  исполнительный директор ассоциации «консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики»

1-й Нагатинский проезд, д.10, стр. 1, Москва, 115533, Россия

e-mail: d.kornachev@autotelemat.ru, https://orcid.org/0000-0001-8433-5761