ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: О ПОДХОДЕ К УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

Светлана В. Конявская

Аннотация


Статья посвящена описанию готовящегося к изданию учебного пособия по курсу «Основы научного исследования» на кафедре защиты информации ФРТК МФТИ. Пособие представляет собой соединение курса лекций с хрестоматией – включает в себя, помимо авторского текста, обширные фрагменты научных работ XX–XXI вв. Приводятся основания и методика этого подхода, композиция книги и краткое содержание разделов. Акцент при этом сделан в первую очередь на том, какие тексты и в каком ключе предлагаются в качестве хрестоматийных. Главной дидактической задачей курса на взгляд автора является демонстрация студентам огромного эвристического потенциала широкой исследовательской эрудиции. Очевидно, что решить эту задачу можно только при условии наглядности прямой связи конкретного результата с культурным фоном. Если студент увидит, что без этого фона результат не будет получен, или будет, но позже и сложнее, он, может быть, проникнется сознанием важности эрудиции. Этой задаче служат параллели между теорией образов Гренандера, химией, фонологией и контролем целостности виртуальной инфраструктуры; лингвистикой и схемотехникой; физиологией и исследованием новой компьютерной архитектуры. Приводятся как положительные, так и отрицательные примеры. Как известно, именно плохие примеры производят более сильное эмоциональное впечатление, они имеют больше шансов впечатлить студентов и запомниться им. Статья представляет собой приглашение к дискуссии об уместности подхода к преподаванию специалистам по защите информации «Основ научного исследования» путем акцентирования не отличий этой довольно специальной предметной области, а напротив, ее общенаучных черт и особенностей.

Ключевые слова


основы научного исследования, курс лекций, хрестоматия, защита информации.

Полный текст:

PDF

Литература


1. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике. М.: «Высшая школа», 1991.

2. Болдин А. П., Максимов В. А. Основы научных исследований. Учебник. М.: «Академия», 2012.

3. Гелецкий В. М. Теория физической культуры и спорта. Красноярск, 2008.
4. Гореликова Г. А. Основы научных исследований. Кемерово, 2003.

5. Кожухар В. М. Основы научных исследований. М., 2010.

6. Методы изучения языка [электронный ресурс]. URL:
https://infopedia.su/14xa50c.html (дата обращения 29.05.2018).

7. Огурцов А. Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.

8. Сабитов Р. А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.

9. Сабитова Р. Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.

10. Ван Гиг Дж. Прикладная общая теория систем. Т. I. М.: «МИР», 1981.

11. Гренандер У. Лекции по теории образов. Т. I. М.: «МИР», 1979.

12. Гузаиров, М. Б.; Машкина, И. В.; Степанова, Е. С.. Построение модели
угроз с помощью нечетких когнитивных карт на основе сетевой политики безопасности. Безопасность информационных технологий, [S.l.], Т. 18, № 2, с. 37-49, june 2011. ISSN 2074-7136. Доступно на: . Дата доступа: 11 июля 2018.

13. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М.: «Просвещение», 1986.

14. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. Учебник. М.: «Наука», 2011.

15. Конявская С. В. Прикладная риторика для специалистов по защите информации. М.: «РФК-Имидж Лаб», 2008.

16. Конявский В. А. Иммунитет как результат эволюции ЭВМ // Инсайд. Защита информации. Спб., 2017. № 4. С. 46–52.

17. Коэн М. Р., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск, 2010.

18. Кузин Ф. А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. По­рядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. — М.: «Ось-89», 2000.

19. Кун Т. С. Структура научных революций. М.: «Прогресс», 1977.

20. Ляхов А. И., Пустогаров И. А., Гудилов А. С. Проблема неравномерного распределения пропускной способности канала в сетях IEEE 802.11 // Информационные процессы. 2008. Т. VIII. № 3. С. 149–167.

21. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994.

22. Налимов В. В., Голикова Т. И. Логические основания планирования эксперимента. 2-е изд. М., 1981.

23. Пигарёв И. Н. Основной парадокс состояния сна и его экспериментальное разрешение [электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2014/05/04/pigarev/ (дата обращения 29.05.2018).

24. Пойя Д. Как решать задачу. М., 1959.

25. Пойя Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975.

26. Таванец П. В. Суждение и его виды. М.: «Издательство Академии Наук СССР», 1953.

27. Фейнман Р. Ф. Наука самолетопоклонников [электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/ANEKDOTY/FEINMAN/feinman.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 29.05.2018).

28. Хемминг Р. Вы и Ваши исследования. Публичная лекция на семинаре в серии коллоквиумов в Bell Communications Research 7 марта 1986 года. URL: https://habrahabr.ru/post/209100/ (дата обращения: 17.04.2018). Перевод с английского. Оригинальная стенограмма – URL: http://www.cs.virginia.edu/~robins/YouAndYourResearch.html (дата обращения: 17.04.2018).

29. Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. М.: «МИР», 1967.

30. Лебедев С. А. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: «Академический Проект», 2004.

31. Некрасова Н. А., Некрасов С. И., Садикова О. Г. Тематический философский словарь. М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008.

32. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М.: «Гардарики», 2004.

33. Лекционные материалы для подготовки к экзаменам [электронный ресурс]. ГКД: http://www.lects.ru (дата обращения 29.05.2018).

34. Как составить описание научного эксперимента [электронный ресурс]. URL: http://ru.wikihow.com/составить-описание-научного-эксперимента (дата обращения 29.05.2018).

35. Уемов А. И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М.: Госполитиздат, 1958.

36. Конявская С. В. Семантическая деривация в структуре числовой оппозиции существительных: Pluralia tantum в истории русского языка. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2003.




DOI: http://dx.doi.org/10.26583/bit.2018.3.01

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.