СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сергей В. Скрыль, Елена В. Смирнова, Александр В. Заряев, Ле Ву Хыонг Занг, Анжелика С. Хмелина

Аннотация


В статье обосновывается возможность распространения закономерностей, характерных информационному процессу, на образовательный процесс. Рассматриваются особенности проявления свойства защищенности информации в условиях образовательной деятельности, связанной с подготовкой специалистов в области информационной безопасности. Анализируются недостатки оценки данного свойства количественными методами. Обосновывается возможность оценки защищенности образовательной деятельности качественными методами. Определяются классификационные основания для систематизации характеристик защищенности. Приводится структура характеристик защищенности образовательной деятельности по подготовке специалистов в области информационной безопасности. Формулируются методические положения для реализации процедуры синтеза данной структуры. Приводятся варианты характеристических таблиц и пример таблицы решений для оценки значений характеристик защищенности образовательной деятельности в терминах лингвистической шкалы. Полученные результаты позволят практически оценить целесообразность проведения мероприятий по обеспечению безопасности информации в процессе образовательной деятельности. Разработанная методика может рассматриваться как методическое обеспечение для решения практической задачи оценки защищенности образовательной деятельности.


Ключевые слова


подготовка специалистов, информационная безопасность, защищенность образовательной деятельности, количественные методы оценки, качественные методы оценки, структура характеристик защищенности образовательной деятельности.

Полный текст:

PDF

Литература


1. Булдакова Т.И., Карпенко А.П., Рудаков И.В. Особенности подготовки кадров по информатике и вычислительной технике / В сборнике: Перспективные направления развития отечественных информационных технологий. Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции. Севастопольский государственный университет; науч. ред. Б.В. Соколов. 2018. С. 339–341.

2. Скрыль С.В., Ле Ву Хыонг Занг, Нгуэн Тхань Ньян. Показатели эффективности процесса подготовки специалистов // Вестник Воронежского института МВД России. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2015. №. 3. С. 64–71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-effektivnosti-protsessa-podgotovki-spetsialistov/viewer (дата доступа: 07.10.2020).

3. Скрыль С.В., Пономарев В.А., Хыонг Занг Ле Ву. Математические модели комплексной оценки качества деятельности по подготовке специалистов технического профиля в высших учебных заведениях. // Промышленные АСУ и контроллеры. – М: Научтехлитиздат, 2016. №10. С. 8–16.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27180767 (дата обращения: 07.10.2020)

4. Зеленцова Е.В., Ле Ву Хыонг Занг и др. Методические положения по реализации процедур систематизации характеристик качества подготовки специалистов // Научный взгляд: труды международной научно-практической конференции. – М.: Московский государственный областной университет, 2015. С. 225 – 230.

5. Скрыль С.В., Ле Ву Хыонг Занг и др. Структура системы характеристик качества деятельности по подготовке специалистов в высших учебных заведениях // Промышленные АСУ и контроллеры. – М: «Научтехлитиздат», 2016. №9. С. 11–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26702710 (дата обращения: 07.10.2020).

6. Dortman, Svetlana, Информационная безопасность ребенка, как субъекта образовательного процесса /Защита детства: проблемы, поиски, решения // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к Десятилетию детства в России. 2018. С. 315–319.
URL: https://ssrn.com/abstract=3469614 (дата обращения: 07.10.2020).
DOI: http://dx.doi.org/10.25791/asu.1.2020.1118.

7. Скрыль С.В. и др. Математическая модель для оценки эффективности подготовки специалистов по информационной безопасности на основе временных характеристик образовательного процесса // Промышленные АСУ и контроллеры. – М: «Научтехлитиздат», 2020. №1. С. 28–35.
DOI: http://dx.doi.org/10.25791/asu.1.2020.1118.

8. Надеждин Е.Н., Шептуховский В.А. Методика оценивания рисков информационной безопасности в вычислительных сетях образовательных учреждений // Педагогическая информатика. 2012. № 4.
С. 84–92.

9. Надеждин Е.Н., Шептуховский В.А. Алгоритмический подход к оценке рисков информационной безопасности образовательных учреждение // Научный поиск. 2013. №2.5. С. 23–27.

10. Щербаков Н. П. Совершенствование системы оценки качества высшего образования /Н.П. Щербаков // Гарантии качества профессионального образования: тезисы докладов международной научно-практической конференции / [редкол.: Я.Л. Овчинников и др.]. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. С. 9–11.

11. Гузаиров М.Б., Машкина И.В., Степанова Е.С. Построение модели угроз с помощью нечетких когнитивных карт на основе сетевой политики безопасности // Безопасность информационных технологий. 2011. №2. C. 37–49.

12. Rabai L.B., Rjaibi N., Aissa A.B. (2012) Quantifying security threats for E-learning systems.
DOI: http://dx.doi.org/10.1109/ICEELI.2012.6360592.

13. Skryl’ S. et al. (2019) Assessing the Response Timeliness to Threats as an Important Element of Cybersecurity: Theoretical Foundations and Research Model. In: Kravets A., Groumpos P., Shcherbakov M., Kultsova M. (eds) Creativity in Intelligent Technologies and Data Science. CIT&DS 2019. Communications in Computer and Information Science, vol 1084. Springer, Cham. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-29750-3_20.

14. Долженко А.И., Потапов Л.И. Анализ информационной
безопасности образовательного процесса университета на базе нечетких моделей / SOFT MEASUREMENTS AND COMPUTING. Vol. 30, No. 5, 2020. P. 32–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43929605 (дата обращения: 20.10.2020).

15. Горбатов, Виктор Сергеевич и др. Постановка задачи по реализации доверенного сеанса связи при дистанционном обучении. Безопасность информационных технологий, [S.l.]. Т. 20, № 3. С. 104–105, 2013. ISSN 2074-7136. URL: https://bit.mephi.ru/index.php/bit/article/view/328 (дата обращения: 07.10.2020).

16. Тулиганова Л.Р., Павлова И. А., Машкина И.В. Разработка моделей объекта защиты и угроз нарушения безопасности в информационной системе, базирующейся на технологии виртуализации // Известия ЮФУ. Технические науки № 8 (157). – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2014. С. 32–41.




DOI: http://dx.doi.org/10.26583/bit.2020.4.03

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.