ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЕТЕВОГО УЧЕБНО-НАУЧНОГО ЦЕНТРА ПО ЭЛЕКТРОФИЗИКЕ

Г. П. Аверьянов, В. А. Будкин, В. В. Дмитриева, А. М. Коршунов, А. А. Фадеев

Аннотация


При разработке учебно-научного информационно-вычислительного центра на кафедре электрофизических установок МИФИ важнейшее значение имеет обеспечение сохранности и целостности быстро изменяющихся информационных ресурсов центра. Актуальность защиты информации сейчас не отрицает никто. Однако основные задачи этой области и последствия пренебрежения ими могут быть совершенно различными. В связи с этим структура программно- аппаратных средств в значительной степени зависит от требований, предъявляемых конкретными приложениями.Если вопросы защиты информационных систем органов государственной власти, промышленных предприятий, учреждений кредитно-финансовой сферы, банков и т. п. достаточно очевидны и хорошо проработаны, то особенности информационных систем компьютерных учебных центров и необходимость защиты их информационных ресурсов от действия случайных и преднамеренных факторов не столь очевидны и в каждом конкретном случае нуждаются в тщательной проработке, особенно в связи с развитием так называемого дистанционного обучения.На протяжении более чем тридцати лет на кафедре электрофизических установок проводятся работы по введению в практику проведения учебных занятий различных форм компьютерных информационных технологий. Последний этап этих работ связан с созданием центрального кафедрального информационно-вычислительного центра для поддержки учебных циклов: ускорители заряженных частиц (УЗЧ), вакуумная техника, техника СВЧ, физическая электроника, СВЧ-энергетика, электронные системы УЗЧ, информационные системы УЗЧ (ИСУ). Наряду с традиционными видами деятельности студентов, такими как учебно- исследовательская работа (УИР), курсовое проектирование (КП), дипломное проектирование (ДП), требующими как информационных, так и вычислительных ресурсов, особое место занимают компьютерные лабораторные практикумы (как правило, для студентов младших курсов), которые разработаны практически во всех перечисленных циклах и могут выполняться как в кафедральном, так и в институтских компьютерных классах. Это наиболее массовый вид занятий с применением сетевых информационных технологий. Для всех видов занятий на центральном сервере хранятся постоянно обновляемые как индивидуальные, так и групповые архивы студентов, в которых сохраняется выполняемая ими работа, а также размещаются различные методические указания, индивидуальные задания, учебные пособия и наиболее важная научная литература.В связи с этим загрузка центрального сервера оказывается значительной. Так, например, в одном из наиболее насыщенных лабораторными практикумами циклах ИСУ проводятся занятия в компьютерных классах для двадцати групп студентов дневного факультета и примерно такого же количества групп вечернего факультета. Практически это означает необходимость поддерживать сохранность около 900 личных архивов, которые находятся в постоянном интерактивном воздействии и изменении. При этом периодичность смены владельцев архивов и обновление в них информации различны и зависят от вида занятий (для ДП не менее года, а в лабораторных практикумах могут меняться в течение семестра). И хотя информация в студенческой базе данных, включающая выполняемую ими работу в рамках учебного плана, разумеется, не представляет государственной тайны и не связана с кредитно-денежными операциями, ее нарушение или потеря, а также несанкционированный доступ (что часто случается) могут значительно осложнить проведение учебного процесса. При этом необходимо учесть, что права доступа разных студентов к разным видам информационных ресурсов должны быть различными. Это, прежде всего, кафедральный компьютерный класс, в рамках которого находится основной сервер учебно-научного центра электрофизики (основной информационный ресурс), все средства, включенные в сеть кампуса МИФИ, - институтские учебные компьютерные классы, ПК учебно-научных лабораторий кафедры. Возможен также доступ с домашних компьютеров студентов и преподавателей, которым предоставлены соответствующие права доступа. Таким образом, студентам предоставляется в режиме удаленного доступа возможность дополнительной самостоятельной удаленной работы в рамках разнообразных форм учебных занятий, а преподавателям - возможность выполнения методической работы. Одна из главных задач разработки связана с обеспечением надежной работы основного информационного ресурса - центрального сервера ЛВС компьютерного класса кафедры, который включает большое количество личных архивов студентов, методические материалы, различное инструментальное и прикладное программное обеспечение.Это требует разработки комплекса мер защиты информации как от случайных (непредна- меренных), так и от преднамеренных внешних воздействий и нежелательных внутренних взаимо- действий пользователей (студентов) в рамках рабочей среды.Все это предполагает жесткое администрирование и своевременное выполнение профилак- тических работ в системе.

Полный текст:

PDF

Литература


1 Open Sourse Conrse Management System. URL: http://moodle.org/.

2 Потемкин В. Г. Система инженерных и научных расчетов MATLAB 5.х. Т. 1, 2. М.: Диалог МИФИ, 1999.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.